Меню Рубрики

Сестринский уход за больным менингитом

Сестринский процесс при менингококковой инфекции.

Ø Сильная головная боль (усиливается при перемене положения тела, звуке, свете);

Ø Обильная рвота фонтаном, не приносящая облегчения;

Ø Повышенная кожная чувствительность;

Ø Инфицированы сосуды склер;

Ø Возможна характерная поза;

Ø снижена способность обслуживать себя;

Ø высокий риск ухудшения состояния больного;

быстрое уточнение и подтверждение диагноза:

План сестринского вмешательства.

Ø забор материала и посев у постели больного, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø оказание помощи врачу при люмбальной пункции, взятие ликвора в 2 стерильные пробирки, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø взятие крови для серологического исследования, оформление и своевременная доставка в лабораторию.

Ø ежедневное наблюдение за состоянием, его осмотр ;

Ø ежедневная двух кратная термометрия

Действия, направленные на облегчение состояние пациента, предупреждения распространения заболевания

Ø обсуждение с пациентом возможности тяжелых осложнений, необходимости соблюдении рекомендаций для облегчения состояния пациента, его выздоровление;

Ø обеспечение соблюдения пастельного режима;

Ø контроль за осуществлением дезрежима (кварцевание бокса (палаты), проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезсредств, регулярное проветривание бокса (палаты));дезинфекция посуды;

Ø дезинфекция предметов обихода больного, лотков, тазиков, судна;

Ø постоянный контроль за состоянием постельного и нательного белья больного, его замена по мере загрязнения, дезинфекция белья.

Проблемы пациента потенциальные:

Ø молниеносное течение менингита с синдромом набухания и отека головного мозга;

Ø возможность развития смешенной формы менингита с менингококкцемией;

Ø инфекционно- токсический шок;

Ø формирование бактерионосительства

Цели сестринского вмешательства долгосрочные:

Ø профилактика осложнений;

независимое сестринское вмешательство:

Ø оказание помощи при рвоте;

Ø наблюдение за мочеиспусканием пациента, по назначению врача катетеризация мочевого пузыря;

Ø тщательное обработка наружных половых органов (подмывание, обсушивание салфеткой, смазывание детским кремом (возможно омывание наружных мочеполовых органов раствором асептика: слабым раствором перманганат калия или 1-2% раствором соды) );

Ø профилактика пролежней, при менингококкцемии- тщательный ежедневный туалет больного;

Ø профилактика пневмонии: контроль за выполнением больным элементарной дыхательной гимнастики, чаще менять положение больного в постели;

Ø уход за полостью рта: язык, зубы, десна несколько раз в день протирать тампоном смоченный в слабом дезинфицирующим растворе (1 чайная ложка 2% раствора гидрокарбоната натрия на стакан воды);

Ø соблюдение охранительного режима в помещении, где находится больной;

Ø кормление больного небольшими порциями 4-6 раз в день;

Ø смазывание губ несколько раз в день детским кремом, глицерином или сливочным маслом;

Ø очищать нос и уши несколько раз в день от выделений;

Ø внимательное наблюдение за пациентом, при первых признаках ухудшения состояния, сообщить врачу.

Начальные признаки инфекционно- токсического шока являются:

Ø учащение пульса, снижение АД;

Ø кровоизлияние в слизистые оболочки;

Ø продолжение учащения пульса и снижение АД;

крайняя степень клинических проявлений шока:

Ø нитевидный пульс, АД не определяется;

Ø обильная сыпь с некрозами;

Начальные признаки отека головного мозга :

Ø психомоторное возбуждение;

Ø обеспечение правильного и регулярного приема лекарств:

Ø выполнение парентеральных процедур;

Ø дача кислорода пациенту;

Ø измерение почасового и суточного диуреза

Учебная карта манипуляции.

«Подготовка пациента к спинномозговой пункции».

1.Цель проведения спинномозговой пункции.

1.подготовить пациента и всё необходимое.

2.Правила подготовки пациента и всего необходимого.

2.оформить направление в лабораторию.

Оснащение: 5% спиртовой раствор йода, спирт 96%, стерильные пробирки, шарики, салфетки, клеол, шприц емкостью 5мл, инъекционные иглы длиной 9-10 см, диаметром 1- 4 мм с мандреном (игла Бира), манометр для измерения ликворного давления, стерильная клеенка, 0,25 % раствор новокаина.

Методика выполнения манипуляции

Подготовить пациента и все необходимое для спинномозговой пункции

М/с беседует с пациентом о предстоящей пункции: её цели и ходы выполнения

Взять из лаборатории стерильные пробирки и предметное стекло, чашку Петри

М/с моет руки с мылом, обрабатывает ногтевые ложа йодовой настойкой и одевает стерильные перчатки.

Положение пациента во время пункции.

На боку, привести бедра к животу, голову к груди.

Участие в проведении пункции.

М/с следит за состоянием пациента (окраска кожных покровов, пульсом, АД)

После проведения пункции обработать место пункции спиртом, затем 5% йодной настойкой и наложить асептическую повязку.

Оформление направления в лабораторию и доставка.

М/с указывает ФИО пациента, возраст, отделение, палату, цель исследования, дату. М/с отправляет материал в лабораторию сразу после взятия.

Пациента транспортируют в палату на каталке.

2-3 часа лежать на животе без подушки. Постельный режим на 1 сутки.

Катетеризация мочевого пузыря.

1.показания и противопоказания к проведению катетеризации.

1.подготовить пациента и всё необходимое для катетеризации.

Оснащение: стерильный катетер, пинцет, лоток, глицерин или вазелиновое масло, антисептический препарат 0,02 % раствор фурациллина, ватные шарики, пинцет, мочеприемник, стерильные перчатки.

Методика выполнения манипуляции

Провести беседу с пациентом о манипуляции. Отгородить ширмой. Подмыть пациента.

М/с моет руки с мылом, просушивает полотенцем, одевает перчатки

Несоблюдение асептики ведет к инфицированию мочевыводящих путей

Приготовление всё необходимое

М/с встает справа от пациента, левой рукой раздвигает половые губы, а правой рукой сверху в низ (в направлении к заднему проходу) тщательно протирает половые органы и отверстие мочеиспускательного канала дезинфицирующим раствором (фурацилином).

М/с пинцетом берет катетер облитый стерильным глицерином осторожно водит катетер.

Появление мочи из катетера указывает о его нахождении в мочевом пузыре.

Когда моча прекратит самостоятельно вытека тельный канал.

Если при ведении катетера ощущается препятствие, не пытайтесь преодолеть его насильственно т.к. это может вызвать повреждение слизистой оболочки мочеиспускательного канала

Убрать судно, ширму. Убедиться, что пациентка не испытает проблем.

Дезинфекция и стерилизация по ОСТУ 42- 21-2-85.

Забор материала на менингококк из носоглотки.

Цель: выявить возбудителя заболевания

Ø Штатив со стерильной пробиркой, плотно закрывающийся ватно-марлевым тампоном, в котором стержень с накрученным сухим ватным тампоном для забора материала;

Ø Шпатель стерильный в Крафт пакете;

Ø Флакон или пробирка с питательной средой , полученные в бактериологической лаборатории;

Ø Бикс с паралоном, грелка, термометр для укладки пробы и поддержания температуры в пределах 38° С в момент транспортировки;

Ø Бланк направления (учётная форма 204/у);

Ø Штатив для пробирок с пробами;

Ø Стеклограф для маркировки пробирок.

Обязательные условия: забор материала производят утром,

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получит согласие;

2. Вымыть руки с мылом, надеть перчатки, халат, маску;

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления;

4. Установить пробирку в штатив

1. Налить в пробирку 3-5 мл. питательной среды;

2. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 45° на расстоянии 3- 4 см от конца;

3. Предложить пациенту широко раскрыть рот;

4. Надавить шпателем, который находится в левой руке, на корень языка;

5. Ввести тампон концом вверх под мягкое нёбо в носоглотку и осторожным движением собрать слизь

Примечание: необходимо провести тампон под мягким нёбом 2-3 раза.

6.извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов;

7.поместить в пробирку с питательной средой, не касаясь её стенок;

8.поставить пробирку в штатив, затем штатив в бикс. Проверить соответствие номера пробирки номеру направления и ФИО пациента;

9. положить грелку в бикс, уплотнив поролоном, термометр для подержания температуры в пределах 38°С в момент транспортировки. Закрыть бикс на замок.

Примечание: менингококк погибает при температуре ниже 37°С. На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезраствор;

2. Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию.

Примечание: биологический материал доставляется как можно быстрее, в течение 1 часа.

источник

1.Обеспечить режим тишины (пациент болезненно реагирует на звук).

2.Занавесить окна плотными шторами (пациент не переносит дневной свет)

3.Поварачивать пациента очень бережно (каждое прикосновение приносит болезненные ощущения).

4. Проводить ежедневно обтирания тела теплой водой с добавлением спирта. (при менингококцемии нарушается питание кожи, у больных могут быстро образовываться пролежни).

5. Протирать кожу камфарным спиртом при наличии покраснения (профилактика пролежней)

6. Следить за тем, чтобы под спиной больного простыня не собиралась в складки (предупреждение болезненных ощущений, профилактика нарушений целостности кожных покровов)

7. Накладывать стерильные сухие повязки в случае образования на коже участков некроза.

8. Обеспечить хороший уход за полостью рта: язык, зубы, десны несколько раз в день протирать ватным тампоном, смоченным слабым дезинфицирующим раствором (например, 1 чайная ложка 2 % раствора гидрокарбоната натрия на стакан воды).

9.Уложить таз больного на надувной резиновый круг (обеспечение безболезненной подачи судна)

10. Следить за мочеиспусканием, измерять количество мочи у больного, так как при этом заболевании нередко наблюдается рефлекторная задержка мочеиспускания.

11.При психомоторном возбуждении следить за тем, чтобы больной не выбежал из бокса, не нанёс себе увечий.

12. Если температура тела высокая, подвесить над головой больного пузырь со льдом, раскрыть больного, положить холодные компрессы на шею, локтевой сгиб, паховую область.

13. При появлении возбуждения, бледности кожи, цианоза губ и ногтей, учащения пульса и снижения артериального давления (признаки инфекционно-токсического шока) немедленно вызвать врача для решения вопроса о переводе больного в палату интенсивной терапии с целью проведения специального лечения.

Правила выписки: реконвалесценты после генерализованных форм выписываются при соблюдении условий:

1. клиническое выздоровление, сроки которого индивидуальны

2. двукратное бакисследование слизи из носовой части глотки на возбудителя с отрицательным результатом (проводится не ранее, чем через 3 дня после окончания АБ терапии с интервалом 1-2 дня).

Сроки временной нетрудоспособности:при выписке реконвалесцентов после генерализованных форм больничный лист продлевается на 7-10 дней. В дальнейшем вопрос о допуске к работе решается невропатологом поликлиники.

Диспансеризация: только лица после генерализованной формы инфекции; длительность наблюдения 2-3 года с периодичностью осмотров 1 раз в 3 мес в течение первого года с обязательным осмотром окулиста и сурдолога (возможны поздние нарушения зрения и речи), в последующем — 1 раз в полгода.

26.Бруцеллёз: этиология, патогенез, клиника, особенности сестринского ухода. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами.

Бруцеллёз (лат. brucellosis) — зоонозная инфекция, передающаяся от больных животных человеку, характеризующаяся множественным поражением органов и систем организма человека. Возбудитель заболевания — группа микроорганизмов рода бруцелл. Источником опасных для человека бруцелл являются:

Животные выделяют возбудителя с молоком, мочой, околоплодными водами. Заражение человека происходит при непосредственном контакте с животными-носителями или при употреблении в пищу заражённых продуктов — сырого молока, сыра, изготовленного из не пастеризованного молока.

Ворота — микротравмы кожи, слизистые оболочки органов пищеварения и респираторного тракта. На месте ворот изменений нет. По лимфатическим путям регионарных лимфоузлов изменений нет.

Инкубационный период при остром начале 3 нед, если начинается как первично-латентный — несколько месяцев.

Различают клинические формы:

1) форма первично-латентная;

3) форма первично-хроническая метастатическая;

4) форма вторично-хроническая метастатическая;

5) форма вторично-латентная.

Первично-латентная состояние практического здоровья. Больные считают себя здоровыми и сохраняют работоспособность.

Остросептическая форма лихорадкой (39—40 С), повторные ознобы и поты.. Самочувствие остается хорошим (при температуре 39 °C и выше может читать книги, играть в шахматы, смотреть телевизор). Отсутствуют и другие признаки общей интоксикации. Не угрожает жизни больного, даже без этиотропного лечения она заканчивается выздоровлением.

Хронические формы, иногда развиваются сразу, минуя острую, иногда спустя время после остросептической формы. По клинике первично-хроническая метастатическая и вторично-хроническая метастатическая формы не различаются. Отличие — наличие или отсутствие остросептической формы в анамнезе.

Ø длительная субфебрильная температура

Ø слабость, повышенную раздражительность, плохой сон

Ø нарушение аппетита, снижение работоспособности.

Ø мелкие очень плотные безболезненные склерозированные лимфоузлы (0,5—0,7 см в диаметре)

Ø увеличение печени и селезенки

Ø боли в мышцах и сустава

Ø суставы опухают, подвижность в них ограничена, кожа над ними нормальной окраски.

Симптом Эриксена: на стол на спину или на бок и производят давление на гребень верхней подвздошной кости при положении на боку или сдавливают обеими руками передние верхние гребни подвздошных костей в положении на спине. При одностороннем сакроилеите боли на пораженной стороне, при двухстороннем — боли в крестце с двух сторон).

Диагностика.

1.При массовых диагностических исследованиях ставят пробирочную РА, РСК.

2.При единичных –ставится проба Бюрне (0,1 мл бруцеллина внутрикожно на внутреннюю сторону предлечья. Если через 24 часа гиперемия и отёк больше 1 см, реакция считается положительной, а диагноз подтверждённым).

3.Для окончательного диагноза берут кровь на гемокультуру из локтевой вены. Сбор материала можно проводить с 1-го дня болезни и в течение всего лихорадочного периода. Кровь берут до лечения антибиотиками.

Особенности сестринского ухода:

1.Соблюдение комфорта постельного режима: своевременная смена постельного и нательного белья, тщательное расправление постельных складок и комков.

2.Организация ежедневного обтирания кожи тёплой кипячёной водой с добавлением уксуса или пищевой соды для поддержания гигиенической чистоты и удаления пота.

3.Обработка проблемных мест салициловым или камфорным спиртом с целью профилактики пролежней.

4.Уменьшение болей в суставах с помощью сухого тепла.

5.При сильных болях в пояснично-крестцовом отделе использовать надувной резиновый круг с разъёмом в области промежности для быстрой и безболезненной подачи судна.

6. Обеспечение контроля за своевременным приёмом пациентом в присутствии медсестры фторхинолонов (ципрофлоксацин, норфлоксацин, офлоксацин) с обязательным запиванием не менее 0,5 стакана кипячёной воды.

Читайте также:  Абсцессы мозга как осложнение основного заболевания чаще встречаются при менингите вызванном

7.Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.

Правила выписки из стационара: выписка проводится после выздоровления пациента или улучшения состояния и окончания курса антибиотикотерапии. При подостром и хроническом бруцеллезе выписка осуществляется после завершения курса антибиотико- и вакцинотерапии.

Диспансеризация: переболевшие острым и подострым бруцеллезом находятся под наблюдением в течение 2 лет с момента заболевания при отсутствии клинико-иммунологических признаков хронизации процесса. Переболевшие обследуются врачом КИЗа в первый год через 1, 2, 3, 6, 9, 12 мес, во второй год — ежеквартально. В период диспансерного наблюдения проводится профилактическое противорецидивное лечение в первый год при каждом обследовании, в течение 2 года — весной и осенью. Если в течение 2 лет нет признаков хронизации процесса, больные снимаются с учета.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 4880 | Нарушение авторских прав

источник

Менингит – это опасная болезнь, которая проявляется в виде воспаления спинного и головного мозга. Она может появляться самостоятельно или быть осложнением другого процесса. Оказание экстренной помощи при менингите может не только облегчить состояние больного, но и спасти ему жизнь.

Если у пациента не скоротечная форма заболевания, то первая помощь и сестринский уход – это шанс вернуть человека к нормальной жизни.

При инфекционном шоке лечение начинают с введения реополиглюкина внутривенно. Если на фоне такой терапии артериальное давление резко опустится, то нужно ввести раствор норадреналина. Если же давление повысится, то инфузия растворов кристаллоидного типа будет продолжаться.

Отёк мозга может начинаться и при нормальном давлении. В таком случае, в качестве первой помощи внутривенно вводят лазикс, а также эуфиллин. После чего, при необходимости вводят раствор натрия хлорида.

Если течение менигококкового менингита будет неосложнённым, то внутримышечно вводят лишь пенициллин. Чтобы купировать судороги и успокоить психомоторное возбуждение, нужно ввести диазепам внутривенно. Если это не поможет, то инъекцию через некоторое время повторяют, а после используют раствор глюкозы и натрия оксибутирата.

Больных менингитом сразу же госпитализируют в инфекционное отделение, где и проходит дальнейшее лечение.

Сестринский уход при менингите – это проведение мероприятий по отношению к пациенту с целью обеспечить ему правильное лечение. В этот уход включено правильное питание по режиму, приём специальных лекарств, а также полноценный сон. Оказывают такие мероприятия медицинские сёстры.

План сестринского процесса, включает в себя следующие моменты:

  • Нарушенные потребности. Поддержание нормальной температуры. Соблюдение режима сна, питания, приёма лекарств. Сестра следит за безопасностью больного.
  • Проблемы настоящие. Вследствие заболевания может начаться головная боль, насморк, сухой кашель, слабость, нарушение сна, потеря аппетита, озноб, лихорадка. Сестра облегчит состояние.
  • Проблемы потенциальные. Судороги, рвота, отёк мозга, токсический шок. В случае их возникновения, медсестра оказывает первую помощь и зовёт доктора.
  • Долгосрочная цель. Выписка пациента и его возвращение к привычной жизни с соблюдением рекомендаций врача.

Также важно объяснить:

  1. Цель приёма лекарства.
  2. Побочные эффекты при их возникновении.
  3. Способ и время приёма лекарства.
  4. Правила хранения лекарства.
  5. Срок лечения.
  6. Последствия при несоблюдении рекомендаций.

Он включает в себя:

  • Обеспечение режима тишины.
  • Занавешивание окон плотными шторами.
  • Бережное переворачивание больного.
  • Проведение ежедневных обтираний тела при помощи воды.
  • Протирание кожи камфорным спиртом при наличии покрасневших участков.
  • Предупреждение болезненных ощущений, а также профилактика нарушений покровов кожи[A1].
  • Накладывание стерильных, сухих повязок при некрозе.
  • Обеспечение ухода за полостью рта (зубы, язык, десна).
  • Безболезненная подача судна.
  • Наблюдение за режимом мочеиспускания.
  • Создание комфортных условий пребывания в стационаре.
  • Вызов врача при появлении резких изменений в состоянии больного.

Цена варьируется в пределах 1500-3000 рублей. Однако, нельзя сказать, что этот показатель точный. Во многом стоимость зависит от сложности ухода и от того, как долго больной находится под наблюдением.

В заключении стоит отметить, что неотложная помощь при менингите и сестринский уход – это те вещи, без которых пациент не обойдётся. Всё это помогает облегчить состояние и даже спасти жизнь больному.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Мигрень – заболевание проходящее с приступами сильнейшей боли, нарушением зрения, светобоязнью, реакцией на резкие звуки, тошнотой до рвоты.

Приступы мигрени отличаются от проявлений классической головной боли. Она имеет нарастающий характер, появляться с одной стороны черепа.

Во время планирования сестринской помощи при мигрени необходимо учитывать всю специфику протекания заболевания, а также состояние больного.

Медсестра разрабатывает шаги для улучшения состояния пациента.

Желание уменьшить боль – основная причина обращения человека за помощью к врачу специалисту. В лучшем случае полностью избавиться от неё.

Основные задачи медицинского ухода:

  • создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении,
  • восстановление после проявления мигрени,
  • уменьшение негативного влияния во время болезненных ощущений.

Основная цель плана ухода за больным – решение его проблем.

Дискомфорт от головной боли – большая проблема для человека. Медицинской сестре необходимо помочь больному пережить её. Также восстановить эмоциональное состояние, избежать развития депрессии.

Вначале проводят анализ проблем, которые уже существуют. Следующий шаг – разработка лечения совместно с врачом специалистом.

Основные проблемы при приступе мигрени:

  • головная боль и дискомфорт,
  • светобоязнь,
  • невозможность найти комфортное положение тела,
  • реакция на запахи,
  • реакция на звуки,
  • бессонница,
  • нехватка воздуха,
  • беспокойство,
  • приступы тошноты,
  • рвота,
  • нарушение зрения,
  • субфебрильная температура,
  • продолжительность приступа.

При сестринском уходе главная задача – минимизировать внешние раздражители

Все имеют свой болевой порог, переносят приступ по-разному.

Основным методом оценки болевых ощущений является:

  • описание ощущений самим пациентом,
  • выявление возможных причин,
  • анализ наблюдения за реакцией человека на боль.

Необходимо установить локализацию боли. Собрать сестринский анамнез:

  • возможная причина и время появления мигрени,
  • длительность
  • что способствует усилению или ослаблению проявлений.

Выделают несколько способов оценки, которые помогут улучшить сестринское вмешательство:

  • вербальная шкала для определения интенсивности болевых ощущений (от 0 до 4 баллов) – помогает определить, отсутствуют в состоянии покоя болевые ощущения или нет,
  • простейшие линейки со шкалой от 0 (нет) до 10 (непереносимая боль) – получаем информацию не вербально,
  • визуальная таблица оценки (удобна для детей),
  • таблица градации и характеристики болей – даёт более полное описание ощущений,
  • карты самооценки болевых ощущений,
  • информация о предыдущих состояниях.

Медицинская сестра выполняет назначения врача

Изменения в поведении указывающие на проявления мигрени:

  • пациент побледнел,
  • участилось дыхание,
  • поднимается артериальное давление,
  • усилилось потоотделение,
  • слышен скрежет зубами,
  • больной закусывает губу,
  • морщит лоб,
  • плачет или стонет,
  • отказывается от еды,
  • принимает вынужденное положение.

Наблюдение за состоянием больного, правильная оценка болевых ощущений помогает разработать назначения врачам для эффективного лечения, оказания своевременной помощи.

Все сестринские вмешательства и лечение выполняются после получения необходимой информации от врача.

  • обеспечить больному физический и психический покой,
  • провести лекарственную терапию для купирования приступа мигрени (анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, препараты спорыньи, группа триптанов),
  • устранить зрительные, слуховые раздражители (затемнение помещения, покой),
  • оказать помощь при приступах тошноты или рвоты (снять зубные протезы, повернуть голову набок),
  • сделать лёгкий массаж шеи или затылка (с ментоловым карандашом),
  • поставить горчичники к стопам или икроножным мышцам, тёплые ванны для рук, ног (можно горячие),
  • провести тугое перевязывание головы,
  • сделать горячие или холодные компрессы,
  • гарантировать питание в соответствии с потребностями человека (более крепкий чай или кофе).

Во время ремиссии назначают физиотерапию, акупунктуру, техники расслабления, снятия напряжения, гипноз.

Анализ работы медицинской сестры помогает оценить результаты лечения и ухода.

Основным критерием оценки является ответ на вопрос – решилась ли проблема пациента. Анализируется степень правильности разработанных шагов, их эффективность.

Для оценивания используют:

  • шкалу характеристик ослабления (от А до Д) – показывает уменьшение боли до терпимой или полное исчезновение,
  • шкалу успокоения (от 0 до 4) – показывает эффективность лечения препаратами.

Необходимо провести разъяснительную работу по профилактики мигрени с её осложнениями. Научить оказывать помощь себе самостоятельно. Помочь человеку привыкнуть к новому образу жизни.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

  • 1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;
  • 2) постановки медсестринского диагноза;
  • 3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);
  • 4) реализации (осуществления) сестринского плана;
  • 5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

  1. 1) универсальность метода;
  2. 2) обеспечение системного и индивидуального подхода к проведению сестринского ухода;
  3. 3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;
  4. 4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;
  5. 5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

  • 1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;
  • 2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;
  • 3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;
  • 4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;
  • 5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

  1. 1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));
  2. 2) измерить рост и массу тела больного;
  3. 3) подсчитать частоту дыхательных движений, определить ритм и глубину дыхания, выявить наличие патологического дыхания;
  4. 4) подсчитать частоту пульса, определить его качество;
  5. 5) измерить АД на обеих руках;
  6. 6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;
  7. 7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:
  8. а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);
  9. б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);
  10. в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);
  11. г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);
  12. 8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);
  13. 9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

  • 1) клинический анализ крови;
  • 2) анализ крови на сифилис;
  • 3) анализ крови на глюкозу;
  • 4) клинический анализ мочи;
  • 5) анализ кала на яйца гельминтов;
  • 6) ЭКГ;
  • 7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

  1. 1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;
  2. 2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;
  3. 3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения. Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни, и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.).

Читайте также:  Алгоритм действий при менингите в доу

Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь.

Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:

  • 1) координирует работу сестринской бригады;
  • 2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;
  • 3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;
  • 4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);
  • 5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;
  • 6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

  1. а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;
  2. б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;
  3. в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;
  4. г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов.

Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор.

Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения;

4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ.

Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

  • 1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);
  • 2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращать его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;
  • 3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

  1. 1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;
  2. 2) выполнение мероприятий – II стадия;
  3. 3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов.

Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами).

Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

  • 4) возраст, дата рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес;
  • 7) место работы;
  • 8) профессия;
  • 9) семейное положение;
  • 10) кем направлен;
  • 11) лечебный диагноз;
  • 12) наличие аллергических реакций.

2. Сестринское обследование:

  1. 1) субъективнее обследование:
  2. а) жалобы;
  3. б) анамнез болезни;
  4. в) анамнез жизни;
  5. 2) объективное обследование;
  6. 3) данные дополнительных методов исследования.

3. Сестринский диагноз:

Вариант составления плана медицинских мероприятий представлен в таблице 1.

Таблица 1. Приблизительный план сестринских мероприятий

Чтобы организовать сестринский процесс при пневмонии, нужно грамотно выстроить этапы оказания помощи, верно оценить тяжесть течения болезни и ряд других факторов. Давайте, разберемся.

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Пневмония относится к одним из самых распространенных инфекционных патологий. Так, среди пациентов старшей возрастной группы процент заболеваемости воспалением легких стремится к 40%.

При этом точный диагноз удается установить лишь в каждом третьем случае, а у остальных пациентов не выявленное вовремя заболевание способно привести к тяжелым осложнениям и смерти.

Дополнительные критерии внебольничной формы пневмонии, требующей лечения в стационаре:

  1. Септицемия.
  2. Вовлечение в процесс нескольких долей легкого.
  3. Образование плеврального выпота или полостей в легком.

Дети школьного и дошкольного возраста при неосложненном течение пневмонии могут лечиться амбулаторно.

Рекомендации НАСКИ по профилактике пневмонии, посмотреть и скачать вы можете в Системе Главная медсестра

Показаниями к срочной госпитализации являются:

  • детский возраст до 6 месяцев;
  • дети, вне зависимости от возраста, в тяжелом состоянии или с осложненным течением заболевания;
  • отсутствие положительного эффекта от амбулаторной терапии;
  • дети из семей группы социального риска.

Основные принципы лечения пневмонии:

  1. Постельный режим на весь период повышения температуры тела.
  2. Полноценное питание с учетом возрастных особенностей.
  3. Антибиотикотерапия.
  4. Инфузионная терапия.
  5. Симптоматическое лечение (муколитики).
  6. Физиотерапия (ЛФК, массаж).

Сестринский процесс – неотъемлемое понятие современной модели сестринского дела.

  • беседу с больным и его близкими на предмет возможных проблем (о которых сам пациент может даже не догадываться);
  • помощь в решении проблем в пределах своей компетентности.

Сестринский процесс при пневмонии у детей достаточно специфичен. Дело в том, что дети-пациенты могут идти на различные ухищрения для того, чтобы избежать неприятных лечебных процедур (уколов, капельниц, ингаляций и др.).

Именно поэтому они нуждаются в пристальном внимании со стороны сестринского персонала отделения.

Сестринский уход при пневмонии у детей включает в себя 5 этапов:

  1. Обследование (сбор анамнеза).
  2. Диагностику (определение потребностей).
  3. Целеполагание, планирование ухода.
  4. Выполнение плана ухода.
  5. Оценка и пересмотр ухода (при необходимости).

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Зрительная оценка общего состояния больного и жизненно важных функций:

  1. Бледность кожи.
  2. Акроцианоз.
  3. Герпетическое поражение кожи.
  4. Меньшее участие грудной клетки на стороне пораженного легкого в акте дыхания.

После этого медицинская сестра подсчитывает пульс и ЧСС (для того, чтобы исключить тахикардию), производит аускультацию легких, замеряет АД (проверяет наличие артериальной гипертензии), температуру тела, собирает сведения о принимаемых медикаментах.

Исследование легких позволяет обнаружить:

  • укорочение перкуторного звука в области пораженного легкого;

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Читайте также:  Актуальность менингита в наше время

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

1
этап
Провести сестринское

  • на
    основании полученных данных оценить
    его состояние
  • 2
    этап
    Установить предварительный
  • Интерпретация
    данных сестринский диагноз и
    (сестринский диагноз) провести
    дифференциальную
  • диагностику
    с симптомо-схожими состояниями
  • 3
    этап
    Определив приоритетные,
  • Планирование
    вмешательств настоящие и потенциальные
    проблемы пациента, наметить пути их
    решения.
  • 4
    этап
    Выполнить необходимые
  • Реализация
    вмешательства манипуляции
    для решения намеченных целей.
  • 5
    этап
    Провести самооценку
  • Оценка
    эффективности достигнутых
    целей и при необходимости внести
    коррективы в проводимые мероприятия.

Сбор информации о пациенте.

Пациент
страдает бронхиальной астмой или иным
аллергическим заболеванием: поллинозы,
риносинусопатии.

Проблемы пациента: экспираторная одышка, удушье.

План сестринских вмешательств.

  • Усадить пациента с упором на руки, расстегнуть стесняющую одежду.
  • Успокоить пациента.
  • Устранить аллерген (если он известен).
  • Обеспечить доступ свежего воздуха, оксигенотерапия.
  • Вызвать врача.
  • Горячее питье.
  • Горячие ножные и ручные ванны.
  • Контроль пульса, давления, частоты дыхания каждые 15мин.
  • Предложить сделать 1 — 2 вдоха из карманного ингалятора (беротек, сальбутамол) — по назначению врача.
  • шприцы, иглы, жгут, систему для в/в капельных вливаний;
  • лекарственные препараты: эуфиллин, адреналин, преднизолон.
  • Сестринский уход и помощь. ситуационные задачи
  • ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж»
  • Минздрава России

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ)

РАЗДЕЛ 02.01.02 ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

  1. Разработчик:
  2. Котлова Елена Михайловна
  3. преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения
  4. среднего профессионального образования
  5. «Кисловодский медицинский колледж»
  6. Министерства здравоохранения Российской Федерации
  7. город – курорт Кисловодск, 2016 год
  8. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ситуационные задачи по профессиональному модулю ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья), Раздел 02.01.

02 Оказание сестринской помощи пациентам терапевтического профиля составлены для студентов 2 и 3 курса по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

  • Результатом освоения профессионального модуля является готовность студента к выполнению вида профессиональной деятельности (проведение лечебно – диагностических и профилактических мероприятий и составляющих его профессиональных компетенций), а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы в целом.
  • Решение ситуационных задач, это форма контроля и оценки результатов обучения, которые могут позволить проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие у обучающихся обеспечивающих их умений.
  • Самостоятельная работа при решении ситуационных задач позволяет проверить умения, способность студента аппелировать профессиональными терминами, анализировать практическую ситуацию, способность к логическому умозаключению.

Данное методическое обеспечение активизирует у студентов познавательную деятельность, способствует развитию клинического, логического мышления, а так же формированию профессиональных компетенций. Научит студентов обобщать, сравнивать и анализировать полученные знания и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности.

Пациентка В., 55 лет поступила в терапевтическое отделение.

Предъявляет жалобы на сильные боли в коленных и мелких суставах стоп и кистей, утреннюю скованность, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру. С трудом обслуживает себя. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения состояния. Кисти и стопы отечны, движения в них ограничены. Пальпируются узелки Бушара в области дистальных межфаланговых суставов кистей

  1. Из анамнеза известно, что в детстве больная переболела ревматизмом.
  2. ЗАДАНИЯ
  3. 1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз
  4. 2. Назовите необходимые дополнительные обследования
  5. 3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания
  6. 4. Расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания
  7. 5. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства

6. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови из вены на биохимический анализ.

  • Обоснование состояния:
  • а) данные анамнеза:
  • · перенесённый ревматизм в детском возрасте;
  • · постепенное начало заболевания;
  • · ноющие боли в мелких, а затем в крупных суставах;
  • · чувство скованности и тугоподвижности, усиливающиеся в состоянии покоя (утренняя скованность).
  • б) объективные данные:
  • · субфебрильная температура;
  • · при осмотре суставы деформированы, отёчны, появление узелков Бушара в области дистальных межфаланговых суставов кистей;
  • · при пальпации болезненность и резкое ограничение движений в суставах.
  1. Общий анализ крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ.
  2. Биохимический анализ крови: появление С – реактивного белка, ревматоидного фактора.
  3. Рентгенография суставов: сужение суставной щели, разрежение костной ткани, появление узур и эрозий, разрастание костной ткани.

Стойкая деформация суставов (анкилоз), ведущая к ранней инвалидности, поражение внутренних органов (почек, сердца, лёгких).

Пациенту необходима госпитализация и проведение стационарного лечения.

Режим полупостельный. При стихании боли обязательное проведение ЛФК.

  • Диета с ограничением солёной, острой, жареной пищи.
  • Медикаментозное лечение:
  • — нестероидные противовоспалительные средства (далее НПВС): диклофенак, найз, кеторол, ортофен;
  • — препараты, препятствующие выработке в организме ревматоидного фактора: кризанол, пеницилламин;
  • — при неэффективности или непереносимости НПВС применяют цитостатики (азатиоприн, циклофосфан, хлорбутин);

— глюкокортикостероиды: внутрисуставное введение гидрокартизона. Применение преднизалона по схеме в таблетках.

  1. При приёме необходимо следить за состоянием пациента, так как вышеперечисленные препараты вызывают аллергические реакции, лейкопению, заболевания ЖКТ (язвенная болезнь, гастриты).
  2. Для подавления местного воспаления применяют димексид.
  3. Физиотерапия.
  4. Лечебная физкультура.
  5. Массаж.
  6. Санаторно-курортное лечение.

Прогноз в отношении жизни благоприятный при эффективном лечении и отсутствии осложнений. Стойкая деформация сустава может привести к утрате трудоспособности.

  • Профилактика:
  • · санация очагов хронической инфекции;
  • · устранение факторов переохлаждения;
  • · соблюдение режима труда и отдыха;
  • · обязательное диспансерное наблюдение.
  • 5.Проблемы пациентки:
  • Настоящие: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности; субфебрильная температура, тревога о своём состоянии.
  • Потенциальные: риск развития осложнений (анкилоз суставов)
  • Приоритетная проблема пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности.
  • Цели: краткосрочная — пациентка будет справляться с повседневной активностью с помощью медицинской сестры до улучшения состояния; долгосрочная – пациентка к моменту выписки из стационара будет самостоятельно справляться с повседневной активностью.
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах
2. Помочь принять физиологическое положение (положить подушки и валики под пораженные суставы). Для уменьшения боли.
3. Помочь пациентке при осуществлении мероприятий личной гигиены, смене одежды, приёме пищи и питья, физиологических отправлениях. Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суставов.
4. Контролировать соблюдение пациенткой предписанного режима физической активности. Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах.
5. Беседы с пациенткой о необходимости постепенного расширения двигательной активности, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Для профилактики анкилозов.

— это резкое повышение систолического и/или диастолического АД до индивидуально высоких величин.

Жалобы пациента -головная боль (чаще в затылочной области) -головокружение -«пелена» перед глазами -оглушенность -шум в ушах -сердцебиение -боли в области сердца -тошнота, рвота Данные осмотра -шаткость походки -гиперемия лица -нарушение сознания -дрожь, тремор рук -увеличеникАДд и АДс
Сестринские вмешательства -обеспечить пациенту физический и психический покой -вызвать врача -уложить пациента горизонтально -применить грелку к рукам и ногам -поставить горчичники на икроножные мышцы -холодный компресс ко лбу — дать разжевать 0,320 г аспирина, под язык – 25 мг(50 мг) каптоприла -приготовить для введения по назначению врача 1 мл 0,01% раствор клофелина, 10 мл 2,4% раствор эуфиллина, 40-80 мг фуросемида(лазикса), 1 мл 5% раствора пентамина, 50 мг лабеталола, 5 мл (10мл) 25% раствора магния сульфата. — ввести нужные, назначенные врачом, препараты. —наблюдать за АД, пульсом пациента.

-это клинический синдром ишемической болезни сердца (ИБС), характеризующийся приступообразной болью сжимающегося характера с локализацией за грудиной, иррадиирующей в левую руку, плечо и сопровождающейся чувством страха и тревоги.

Жалобы пациента -сжимающая (давящая) боль за грудиной, в области сердца -иррадиация боли в левую руку, под левую лопатку -общая слабость -чувство страха смерти Данные осмотра -бледность кожи -поверхностное дыхание -одышка -сердцебиение -тахикардия (брадикардия) -приглушенность тонов сердца -АД без изменений -возможна аритмия
Сестринские вмешательства -обеспечить пациенту физический и психический покой -вызвать врача -дать под язык 1 таблетку нитроглицерина (если АДс выше 100 мм ртст) -если боль не купирована через 3-5 минут повторить прием нитроглицерина под язык. -если боль не купирована- через 3-5 минут можно еще раз дать нитроглицерин (но не более 3 таблеток всего). — поставить горчичники на область сердца — приготовить для внутривенного или внутримышечного введения анальгетик: 2-4 мл 50% раствора анальгина, 5 мл баралгина. -ввести указанный препарат по назначению врача -дать разжевать 0,25 г аспирина -если у пациента возникла головная боль при приеме нитроглицерина, дать 1 таблетку валидола сублингвально, горячий чай. -при сильной головной боли заменить нитроглицерин на сиднофарм.

-клиническая форма ишемической болезни сердца (ИБС) которая характеризуется развитием очага ишемического некроза в миокарде (сердечной мышце) в результате нарушения коронарного кровообращения, возникающего вследствие сужения сосудов атеросклеротической бляшкой или тромбоза коронарной артерии.

Жалобы пациента -интенсивная давящая боль за грудиной ( более 15 минут) -возможна иррадиация боли в левую руку -возбуждение -чувство страха смерти -резкая слабость -холодный пот Данные осмотра -бледность кожи, цианоз -связь боли с физическим или эмоциональным перенапряжением -холодные конечности -частый, аритмичный, нитевидный пульс -тоны сердца приглушены — возможно понижение АДс менее 80 мм ртст, АДд менее 60 мм ртст
Сестринские вмешательства — установить строгий постельный и эмоциональный покой -вызвать врача немедленно -дать под язык нитроглицерин повторно ( через 3-5 мин), если АДс более 100 мм ртст ( не более трех таблеток) -подать увлажненый кислород -дать разжевать 0,25 г аспирина (ацетилсалициловой кислоты) -приготовить-промедол, морфин, баралгин, димедрол, дроперидол, лидокаин, строфантин, допамин, фентанил, лазикс, гепарин, реланиум, атропин.

— это временная потеря сознания , чаще всего менее чем на 5 минут ( от 1 до 20 минут).

Жалобы пациента Предобморочный период -ощущение дурноты -потемнение в глазах -слабость -звон в ушах -подшатывание Обморок -потеря сознания После обморока -возможна головная боль -ретроградная амнезия Данные осмотра — бледность кожи -снижение мышечного тонуса -поверхностное дыхание -зрачки сужены -пульс редкий, слабый. -АД нормальное или сниженное.
Сестринские вмешательства уложить пациента горизонтально с приподнятыми ногами. -обеспечить доступ свежего воздуха. -обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу. -дать вдохнуть пары нашатырного спирта. -по назначению врача ввести 1мл 10% раствора кофеина бензоата или 2 мл кордиамина. -приготовить препараты: эуфиллин, атропина сульфат.

-это тяжелый затянувшийся приступ бронхиальной астмы, характеризующийся выраженной дыхательной недостаточностью, обусловленной обструкцией воздухопроводящих путей.

Жалобы пациента -затрудненное дыхание. -затрудненный удлиненный выдох. -непродуктивный (сухой) кашель. -свистящее дыхание. Данные осмотра — вынужденное положение (ортопноэ). -бледность кожи, акроцианоз. -чувство страха. -коробочный перкуторный звук. -дистанционные свистящие хрипы. -аускультативно-ослабление дыхания, разнотембровые свистящие хрипы.
Сестринские вмешательства — обеспечить доступ воздуха, удобное положение. — ингаляция сальбутамола (1-2 вдоха) (пожилым-атровент) -приготовить для внутривенного введения 10 мл 2, 4% раствора эуфиллина, 4 мг дексаметазона, 20 мг лазикса, гепарин. ( по назначению врача) — подать для ингаляции увлажненный кислород -обеспечить венозный доступ, подключить инфузию.

— приступ резкой одышки (удушья), возникающие в результате острой недостаточности левого желудочка сердца.

Жалобы пациента — удушье. -клокочущее дыхание. — кашель с отделением пенистой мокроты розового цвета. — чувство страха смерти. — сердцебиение. Данные осмотра — пациент ловит ртом воздух. — положение ортопноэ. — возбуждение. — кожа серо-бледная. — акроцианоз. — капли пота на лице. — вены шеи набухшие. — частота дыханий 30-40 в минуту. -пульс частый нитевидный. — АД снижается.
Сестринские вмешательства -вызвать врача. — обеспечить воздух свежего воздуха. — усадить пациента со спущенными ногами. — отсанировать пену и слизь изо рта. — дать под язык одну таблетку нитроглицерина (если АДс более 100 мм ртст). — выполнить подачу кислорода. — приготовить для введения по назначению врача: морфин, дроперидол, димедрол, фуросемид, дексаметазон( преднизолон), пентамин, эуфиллин, строфантин, кордиамин. — следить за пульсом, АД.

— это болевой синдромвстречающийся в клинике заболеваний мочевыводящих путей, который возникает при остром нарушении оттока мочи вследствие нарушения проходимости верхних мочевых путей.

Жалобы пациента -приступообразная боль в поясничной области. -частые болезненные мочеиспускания. -задержка мочеиспускания. — тошнота, рвота. Данные осмотра — боль при пальпации по ходу мочеточника. -положительный симптом поколачивания по поясничной области. -пациент мечется, не находя удобного положения. -макрогематурия.
Сестринские вмешательства — вызвать врача. -положить теплую грелку к поясничной области. — если есть возможность поместить пациента в ванну с горячей водой. -ввести внутривенно ( только после установления точного диагноза) спазмолитик ( но-шпа, папаверин) в сочетании с ненаркотическими анальгетиками (анальгин, баралгин). -успокоить пациента. — оценить пульс, измерить АД. — если боль не купируется, по назначению врача и вместе с врачом ввести наркотический анальгетик (промедол, омнопон). — обеспечить консультацию хирурга.

— это расстройство ритма, частоты или последовательности сокращения сердца.

источник